Статья
3. Принципы проведения процедуры медиации
Процедура
медиации проводится при взаимном
волеизъявлении сторон на основе принципов
добровольности, конфиденциальности,
сотрудничества и равноправия сторон,
беспристрастности и независимости
медиатора.
Комментарий:
§ 1.
Статья 3 Закона определяет основные
принципы, в соответствии с которыми
происходит урегулирование спора
посредством медиации.
Данные принципы,
сформулированные как основополагающие,
более подробно конкретизируются в
других статьях Закона, а также
обеспечиваются специальными нормами,
необходимыми для их практической
реализации.
§ 2.
Ключевым моментом Закона является
добровольность
обращения сторон к услугам медиатора
(ов) либо в организацию, осуществляющую
деятельность по обеспечению проведения
процедуры медиации.
Медиация начинается
только по волеизъявлению обоих сторон
трудового конфликта — как работника,
так и работодателя.
Концептуально
российский закон не поддерживает идею
принудительного направления сторон на
процедуру медиации, в отличие от практики
иностранных государств.
Таким
образом, важно понимать, что принудительно
ни работника, ни компанию-работодателя
нельзя вовлечь в процедуру разрешения
спора посредством медиации. Согласно
п. 4 статьи 7 Закона проведение процедуры
медиации начинается со дня заключения
сторонами соглашения о проведении
процедуры медиации.
§ 3. Закон не
запрещает одной из сторон инициировать
обращение к медиатору. Так, п. 5 ст. 7
предусматривает, что одна из сторон
может направить другой стороне предложение
о проведении медиации в письменной
форме. Однако, такое обращение не
накладывает на другую сторону каких-либо
обязательств, в том числе в части ответа,
и по истечении 30 дней или иного указанного
в предложении разумного срока, считается
отклоненным. Закон также предусматривает
для стороны спора возможность сделать
другой стороне предложение об обращении
к процедуре медиации через медиатора
или организацию, осуществляющую
деятельность по обеспечению проведения
процедуры медиации.
§ 4. Принцип
равноправия предполагает,
что в ходе медиации стороны общаются
друг с другом на равных. Это означает,
что несмотря на то, что работник находится
в подчинении работодателя и в ходе
исполнения трудовых обязанностей
подчиняться его воле, в ходе медиации
сторонам следует абстрагироваться от
статусов и общаться друг с другом как
партнерам. Особенно это актуально, когда
в процессе медиации участвует не
представитель компании (например, юрист
или HR-менеджер), а непосредственный
руководитель сотрудника либо иное лицо,
которому он подчиняется в силу должностных
обязанностей.
§ 5. Принцип
конфиценциальности означает
запрет без согласия сторон разглашать
информацию, относящуюся к процедуре
медиации. Важной гарантией обеспечения
принципа конфиценциальности является
запрет на разглашение в ходе судебного
разбирательства информации, полученной
в ходе медиации, а также запрет на допрос
медиатора и сторон в качестве свидетелей,
предусмотренный п.1 части 3 ст. 69
Гражданского процессуального Кодекса
(в редакции Федерального Закона № 194 ФЗ
от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)».
Аналогичная норма внесена в Арбитражный
процессуальный Кодекс РФ (ст. 56 АПК РФ).
Подробнее о некоторых аспектах принципа
конфиденциальности см. комментарий к
статьям 5, 6 и 8 Закона.
§ 6. Принцип
беспристрастности и независимости
медиатора означают, что
медиатор не должен быть зависимым от
одной из сторон либо иметь интерес
склонить одну из сторон к разрешению
конфликта в пользу другой стороны, к
тем или иным компромиссам. Медиатор не
должен быть зависимым от той или иной
стороны, даже если та оплачивает услуги
медиатора в полном объеме. Подробнее о
финансовых аспектах взаимоотношений
с медиатором см. комментарий к ст. 10
Закона.
Принцип
беспристрастности требует,
чтобы каждая сторона чувствовала
непредвзятость медиатора в процессе
медиации. Посредник, которого стороны
выбрали для урегулирования конфликта,
не должен манипулировать той или иной
стороной, склонять ее к необдуманному
принятию предложений другой стороны,
запугивать ее.
Согласно п. 7 ст.
11 Закона медиатор не должен ставить ту
или иную сторону конфликта в преимущественное
положение.
Эксперты отмечают,
что часто только благодаря процедуре
медиации противоположная сторона
получает равное право быть услышанной
и понятой. Также медиатор не должен
насаждать сторонам собственное видение
того, как лучше урегулировать конфликт,
даже если он искренне убежден в
правильности своего представления.
Исключением из этого правило является
лишь ситуация, когда стороны предварительно
наделили медиатора таким полномочием
(п.5 ст. 11 Закона).
В соответствии
с п. 3 статьи 9 Закона медиатор обязан
сообщить сторонам об обстоятельствах,
которые могут повлиять на его независимость
и беспристрастность.
Принцип
независимости медиатора
означает, что он не должен быть
заинтересован прямо или косвенно в
результате медиации либо состоять с
лицом, являющимся одной из сторон в
родственных отношениях.
§ 7.
Ключевыми моментами обеспечения
независимости медиатора являются его
правовой статус и репутация.
Правовой
статус медиатора предполагает, что он
не вправе быть представителем какой-либо
стороны, а также не вправе оказывать
какой-либо стороне юридическую,
консультационную или иную помощь (пп.
1, 2 п. 6 ст. 15 Закона).
Этот момент имеет
большое практическое значение, поскольку
сторона работодателя зачастую, особенно
если медиатор практикующий юрист,
склонна обращаться к нему с запросом о
правовой стороне своего положения,
экспертизе документов и т.п. Принцип
независимости медиатора предполагает,
что даже, видя изъяны в правовых позициях
сторон, медиатор не вправе давать им
правовые консультации.
Правовой гарантией
обеспечения независимости медиатора
является также норма, предусмотренная
п. 3 части 1 ст. 14 Закона, согласно которой
медиатор может после консультаций со
сторонами прекратить процедуру медиации
ввиду нецелесообразности ее дальнейшего
проведения, направив сторонам
соответствующее письменное заявление.
§ 8. Согласно п.
2 статьи 16 и ст. 18 Закона этические аспекты
работы медиатора обеспечиваются
посредством создания саморегулируемых
организаций медиаторов, либо созданием
объединений организаций, осуществляющих
деятельность по обеспечению проведения
процедуры медиации в рамках которых
разрабатываются и утверждаются стандарты
и правила профессиональной деятельности
медиаторов, регламенты проведения
процедуры медиации, кодексы профессиональной
этики медиаторов, а также утверждаются
процедуры контроля за качеством
оказываемых медиаторами услуг.
|